воскресенье, августа 09, 2009

Отечественный "Bane Blade"

Повиновение Императору, братья.
Бог-Император, наш Отец, с нами.


Тяжёлый танк "объект 279"По разработанным в 1956 году ГБТУ СА тактико-техническим требованиям к тяжелому танку коллектив конструкторов ленинградского Кировского завода под руководством Л.С.Троянова в 1957 году разработал опытный образец тяжелого танка- объект 279, единственный в своем роде и, без всякого сомнения, уникальнейший.

Танк имел классическую компоновку, однако проблемы защищенности и проходимости были решены здесь весьма нестандартно.

Корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, которые прикрывали корпус спереди и по бортам, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида. Башня литая, сферической формы, также с тонколистовыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса достигала 269 мм, а башни - 305 мм.

Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ. Пушка снабжалась полуавтоматическим механизмом заряжания, механизированной боеукладкой, двухплоскостным стабилизатором вооружения "Гроза", стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, полуавтоматической системой наведения. Танк был оснащен полным комплектом инфракрасных приборов ночного видения. Боекомплект пушки состоял из 24 выстрелов, пулемета - из 300 патронов.

Силовая установка танка- 16-цилиндровый четырехтактный Н-образный дизель ДГ-1000 мощностью 950 л.с. при 2500 об/мин или 2ДГ-8М мощностью 1000 л.с. при 2400 об/мин., с горизонтальным расположением цилиндров.

Трансмиссия включала комплексный гидротрансформатор и трехступенчатую планетарную коробку передач.

Изюминкой танка была ходовая часть - четыре гусеничных движителя, размещенных под днищем корпуса. С каждого борта находился блок из двух гусеничных движителей, в каждый из которых входили шесть сдвоенных необрезиненных опорных катков и три поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения. Подвеска гидропневматическая.

Подобная конструкция ходовой части обеспечивала машине фактическое отсутствие клиренса.

Экипаж танка состоял из четырех человек, трое из которых - командир, наводчик и заряжающий - располагались в башне. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса по центру, здесь же имелся свой люк для посадки в машину.

Из всех разработанных одновременно с ним танков объект 279 отличался наименьшим забронированным объемом - 11,47 м3, имея при этом очень сложный бронированный корпус. Конструкция ходовой части делала невозможной посадку машины на днище, обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Вместе с тем ходовая часть была очень сложной по конструкции и в эксплуатации, не давала возможности снизить высоту танка.

В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка еще двух танков не была завершена.

Объект 279 находится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.


Тяжёлый танк "объект 279"РазмерыТяжёлый танк "объект 279"
Длина с пушкой вперёд, мм 10 238
Ширина корпуса, мм 3 400
Высота, мм 2 475
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 93 / 75° — 269 / 45°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 121 / 70° — 258 / 45°
Борт корпуса, мм/град. 100 / 65° — 182 / 45°
Лоб башни, мм/град. 217 / 50° — 305 / 30°
Борт башни, мм/град. 217 / 50° — 305 / 30°
Вооружение
Калибр и марка пушки 130-мм М-65
Тип пушки нарезная
Боекомплект пушки 24
Прицелы стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С
Пулемёты 1 × 14,5-мм КПВТ
Подвижность
Тип двигателя H-образный
16-цилиндровый четырёхтактный дизельный
Мощность двигателя, л. с. 950
Скорость по шоссе, км/ч 55
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 15,8
Тип подвески индивидуальная гидропневматическая, с регулируемым клиренсом
Преодолеваемый брод, м 1,2


В начале 1956 г. Главное бронетанковое управление Министерства обороны СССР предъявило тактико-технические требования к тяжелому танку нового поколения, предназначенному к приему на вооружение на рубеже 50-х - 60-х. Указывалось ограничение по массе в 50-60 т и непременное основное вооружение в виде 130-мм орудия. Техническое задание поручалось двум КБ - Ленинградского Кировского и Челябинского тракторного заводов, и отбор должен был осуществляться на конкурсной основе.
В 50-х гг. в Советской армии сложилась непростая ситуация с тяжелыми танками: параллельно эксплуатировались четыре модели. Оставшийся со времен Великой Отечественной войны ИС-2, несмотря на проводившуюся модернизацию, уже совершенно не отвечал требованиям времени (особенно по защищенности) и в перспективе годился лишь на капонирную службу и переоборудование в ДОТы; ИС-3 отличался низкой надежностью, ввиду чего не пользовался популярностью в войсках, а по бронированию незначительно отличался от средних танков Т-54; ИС-4 - очень мощная и защищенная машина - стоил в три раза дороже, чем ИС-3, плохо соответствовал требованиям мобильности и, кроме того, страдал теми же, что и у ИС-3, техническими проблемами. Все три танка в качестве главного калибра имели 122-мм нарезную пушку Д-25Т, к тому времени заметно устаревшую. Наконец, место единого тяжелого танка пытался занять Т-10, выпускавшийся в огромных для тяжелого танка количествах. Эта машина устраивала военных своими эксплуатационными качествами, но с аналогами НАТО - американским М103 и британским "Конкэрором" - не выдерживала сравнения, по крайней мере до модернизации до уровня Т-10М.
Новый танк, проектировавшийся на замену всем перечисленным машинам, должен был лишиться главного недостатка Т-10 - слабой защиты и эффективно бороться с современными ему и перспективными танками противника. Существовала масса проектов, о большинстве из которых данных в открытом доступе нет, но три танка в 1957-1959 гг. все же дошли до стадии прототипов: челябинский "Объект 770" и ленинградские "Объект 277" и "Объект 279". Но, в отличие от 277-го - дальнейшего развития Т-10 - "Объект 279" полностью создавался заново, став одним из самых необыкновенных и смелых проектов в истории мирового танкопрома.

Работы над "Объектом 279" возглавил Л. С. Троянов, прежде отметившийся созданием ИС-4. "Объект 279", в отличие от тяжелых-танков - конкурентов, предназначался для ведения боевых действий в том числе на труднопроходимой местности, в условиях применения противником ядерного оружия.
Танк имел классическую компоновку и обслуживался экипажем из 4 человек при забронированном объеме 11,47 кубических метров. Корпус машины представлял из себя литую конструкцию из четырех массивных деталей, соединенных сваркой. На бортовые поверхности корпуса устанавливались разнесенные стальные экраны криволинейного профиля, обеспечивавшие дополнительную противокумулятивную защиту и придававшими корпусу обтекаемую форму. Чрезвычайно мощная лобовая броня толщиной 192 мм по нормали (по другим данным - 269, что представляется завышенным) склонялась на 60 градусов и имела угол подворота до 45 градусов: т. о., приведенная толщина брони составляла 384-550 мм. Борт корпуса 182-мм толщины устанавливались под 45-градусным наклоном (эквивалент - 260 мм). Такой уровень защиты обеспечивал непоражаемость при обстреле БТС из любого танкового орудия того времени даже на ближайших дистанциях. Подобная форма корпуса фигурировала во многих проектах рубежа 50-х - 60-х, но именно "Объект 279" довел ее до совершенства.
Башня - цельнолитая, полусферическая, сплюснутая. В отличие от "Объектов" "277" и "770", имевших довольно дифференцированную защищенность башни, башня "Объекта 279" имела равномерный мощный броневой пояс по всему периметру с толщиной по нормали 305 (319 по другим данным) мм и наклоном 30 градусов (приведенная толщина - 352 мм). На курсовом угле 0 броня башни при угле подворота 45-65 градусов достигала 500-800 мм! В итоге, "Объект 279" получил беспрецедентный, рекордный уровень защиты, достигнутый без применения комбинированного бронирования.

Вооружение танка состояло из 130-мм нарезного орудия М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ. М-65 была разработана во второй половине 50-х гг. для вооружения новых тяжелых танков и противотанковых САУ. Орудие весило 4060 кг, его длина равнялась примерно 60 калибрам. Особенностями М-65 являлись щелевой дульный тормоз, эжектор и вспомогательная продувка ствола сжатым воздухом. Стандартная длина отката - 596-602 мм; углы вертикального наведения - -5,5/+16 грд. 30,7-килограммовый (33 кг, по некоторым сведениям) бронебойный трассирующий снаряд покидал ствол на скорости 1000 м/с: дульная энергия орудия достигала 15-16 МДж - в полтора раза больше, нежели у современных 120-125-мм гладкоствольных пушек. Боепитание пушки было частично автоматизировано: совместные усилия заряжающего и кассетного полуавтомата заряжания обеспечивали боевую скорострельность в 5-7 выстрелов в минуту. Проектировался и более сложная система МЗ, развивавшая скорострельность в 10-15 в/мин. Однако, в расплату за плотную компоновку боекомплект "Объекта 279" был относительно невелик: 24 выстрела раздельного заряжания и 300 патронов к пулемету.
Системы танка включали в себя достаточно совершенные для тех лет приборы наблюдения и прицеливания: двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор "Гроза"; имевший независимую стабилизацию стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С (отработанный на опытном танке "Объект 269"); ночной прицел ТПН, совмещенный с прибором ИК-подсветки Л-2; полуавтоматическая система управления огнем. Многие из вышеназванных приборов появились на серийных машинах только в конце 60-х гг.

Для установки в "Объект 279" прорабатывались два дизельных двигателя: ДГ-1000 мощностью 950 л. с. при 2500 об/мин и 2ДГ-8М (1000 л. с. при 2400 об/мин). Оба дизеля - четырехтактные, 16-цилиндровые, Н-образные, с горизонтальным размещением цилиндров (для экономии места в низком корпусе) - сообщали танку скорость хода по шоссе в 50-55 км/ч при запасе хода в 250-300 км. Вместо механической трансмиссии "Объект 279" оборудовался однопоточной гидромеханической трехступенчатой передачей. Планетарная коробка передач была частично автоматизирована.
Ходовая часть не имела аналогов в отечественном танкостроении. Ее узлы монтировались на двух несущих конструкциях (по совместительству - топливных резервуарах), проходящих под днищем танка, и включали в себя 4 гусеничные цепи (из 85-90 траков с одиночным закрытым металлическим шарниром и развитыми грунтозацепами), 24 одиночных опорных катка (с внутренней амортизацией и стальными ободами) на регулируемой гидропневматической подвеске - по 6 на каждый гусеничный движитель, 12 малых поддерживающих катков схожей конструкции, 4 ленивцев и 4 ведущих колес. Таким образом достигалось фактическое отсутствие клиренса, невозможность посадки на грунт и крайне низкое удельное давление - 0,6 кг/кв. см.
Дополнительное оборудование включало в себя радиостанцию Р-113, термодымовую аппаратуру, систему РХБЗ и ППО.

По результатам испытаний "Объекта 279", состоявшихся в 1959 г., выявился ряд серьезных недостатков ходовой части. Так, принятое ее устройство влекло за собой низкую поворотливость, потери КПД при движении на вязких грунтах, сложность ремонта и обслуживания, трудоемкость изготовления и невозможность снижения общей высоты танка. Уже на тот момент становилось ясно, что "Объекту 279" не суждено было стать серийной машиной: наиболее амбициозный, узкоспециализированный и дорогостоящий из тройки опытных тяжелых танков, он должен был уступить место 277-му или 770-му.
А 22 июля 1960 г. на демонстрации новой техники на полигоне Капустин Яр Н. С. Хрущев категорически запретил прием на вооружение любых танков массой более 37 т, тем самым поставив крест на всей программе тяжелых танков, оказавшейся столь результативной. Но так и не получивший место в войсках "Объект 279" еще долго, вплоть до появления Т-80У, оставался самым мощным танком мира. А ныне единственный сохранившийся "Объект 279", состоящий на хранении Музея БТВТ, стал его неофициальным символом, мимо которого не проходит ни один посетитель.

Комментариев нет:

Отправить комментарий